Half-Life (русск. физ. период полураспада) — культовая компьютерная игра[3] в жанре научно-фантастического шутера от первого лица, разработанная Valve Software и изданная Sierra Studios 19 ноября 1998 года для ПК.[1] Первая игра в серии Half-Life. Игра основана на значительно переработанном движке Quake от id Software.[4] В 2001 году студия Gearbox Software портировала Half-Life на игровую приставку Sony PlayStation 2.[2] Через некоторое время игра также вышла на платформе Sega Dreamcast.[5][6]
Half-Life стала одной из первых игр, в которых сюжет развивается полностью внутри игрового пространства (без использования видеозаставок). Игровые издания высоко оценили новаторский стиль повествования, являющийся главным достоинством игры.[7][8] Другой сильной стороной Half-Life называют искусственный интеллект противников (AI).[8][9] Half-Life является одной из первых игр, где у игрока появились союзники. Многие издания отмечают, что Half-Life произвёл революцию в жанре шутера от первого лица и положил начало новому этапу его развития.[10][11]
Игра получила множество положительных отзывов от игровой прессы.[12][13] Более 40 игровых изданий признали Half-Life «Игрой года», а журнал PC Gamer трижды называл её «лучшей игрой из когда-либо созданных».[14]
На волне успеха игры были выпущены несколько дополнений: Half-Life: Opposing Force (OpFor), Half-Life: Blue Shift (BS) и эксклюзивный аддон для PS2-версии — Half-Life: Decay. Кроме того, было создано много официальных модификаций, в том числе сетевых: Counter-Strike (CS), Team Fortress Classic (TFC), Deathmatch Classic (DMC), Day of Defeat (DoD), Ricochet. В 2004 году было выпущено продолжение — Half-Life 2 (HL2), также признанное «Игрой года» большинством изданий.
Half-Life стал первой разработкой студии Valve Software, базирующейся в Кирклэнде, штат Вашингтон, и основанной в 1996 году выходцами из Microsoft — Майклом Харрингтоном и Гейбом Ньювеллом (Ньюэллом)[15]. Их мечтой было сделать страшный 3D-шутер, для этой цели они даже лицензировали у id Software движок Quake[16]. (позже Valve сильно модифицирует движок, добавив скелетную анимацию и поддержку Direct3D; разработчики честно признались, что переписали более семидесяти процентов кода движка) Компании было вначале трудно найти издателя, многие считали их проект «слишком амбициозным» для студии, возглавляемой новичками в игровой индустрии. Но Sierra On-Line была очень заинтересована изданием 3D-Action, особенно созданного на основе движка Quake, и быстро взяла Valve под свое крыло[17].
Оригинальным названием Half-Life было Quiver (рус. Дрожь). Quiver представлял историю про Ивана Космобайкера, который попал на космическую военную лабораторию, захваченную инопланетянами и вынужден был защищать себя. Эта идея была вдохновлена романом Стивена Кинга «Туман» (The Mist)[18]. Гейб Ньювелл объяснял в интервью, что название «Half-Life» было выбрано потому что оно подходило под общую тему игры, не являлось клише, и имело свой специфический символ: Греческую букву λ (лямбда — обозначает постоянную распада в уравнении полураспада (half-life)). Впрочем, одним из вариантов названия также было «Half-Death»[19].
Все карты, представленные в игре, сначала рисовались на бумаге группой из дизайнеров, программистов и аниматоров, задачей которых было сделать интересные уровни и при этом использовать в них все доступные Valve технологии в полную силу[19].
Необычная для того времени возможность путешествовать по «Чёрной Мезе» в компании с её сотрудниками появилась не сразу. Первоначально, охранники и учёные должны были быть противниками игрока. Разработчик AI Стив Бонд использовал их для проведения экспериментов над командным поведением врагов. Он заставлял охранников следовать за игроком, вместо того, чтобы с ним сражаться и таким образом легко проверял их способности к навигации в пространстве. Однако, разработчикам понравилась идея с союзниками игрока и в результате роль Фримена в мире игры была изменена, а игра вошла в период полной переработки.[19]
Первый публичный показ Half-Life произошёл в 1997 году на всемирной игровой выставке E3. Half-Life стал настоящим хитом выставки. Система анимации и игровой AI казались чем-то невероятным в то время[20].
В августе 1997 года Valve наняла писателя Марка Лэйдлоу для работы над игровыми персонажами и дизайном уровней[18]. Half-Life первоначально предполагалось выпустить в конце 1997, для конкуренции с Quake II, но он был отложен, когда Valve решила что игра ещё требует доработки[21].
В 2003 году в разделе Making Of… журнала Edge, Гейб Ньювелл обсуждал ранние трудности, связанные с дизайном уровней. Дизайнерами постоянно собирался уровень включающий в себя все оружие, всех врагов, скриптовые сцены. Этот единственный уровень вдохновлял студию для продолжения работы над игрой, поскольку разработчики видели плод своих трудов и могли видеть как далеко они продвинулись. Как результат, студия полностью закончила доработку AI и все уровни в год выхода игры. На Е3 1998 Half-Life получила награду от игровых критиков за «Лучшую РС игру» и «Лучшую action-игру»[21]. Дата выхода потом ещё несколько раз переносилась, пока наконец игра не вышла в ноябре 1998 года[22] .
[править]
Сюжет
Новаторский способ подачи сюжета Half-Life оказал существенное влияние на дальнейшее развитие жанра шутеров от первого лица. Впервые история игры рассказывается без помощи видеовставок, разрывов во времени и подобных им приёмов. Развитие сюжета происходит при помощи скриптовых сцен, функционирующих непосредственно внутри игрового действия. Игровой процесс и подача сюжета при таком подходе образуют единое целое. Игра не разделена на уровни или миссии; деления игрового мира на карты вызвано техническими ограничениями. За всеми событиями игрок наблюдает глазами главного героя — Гордона Фримена. Выслушивая очередной монолог, или же наблюдая за важным сюжетным событием, игрок не утрачивает контроль над протагонистом (за исключением нескольких скриптовых сцен). В то же время самого персонажа нельзя увидеть со стороны или услышать его голос. Все эти приёмы способствуют погружению игрока в игровую реальность, создавая ощущение присутствия внутри истории.[7]
Большое влияние на сюжетную линию и подавляющую эмоциональную атмосферу Half-life оказал сериал «Внешние пределы», особенно эпизод Пограничная область. Концепция игры родилась под впечатлением от повести Стивена Кинга «Туман» и сериала «Секретные материалы».[19] Оригинальная история Half-Life была написана писателем-фантастом Марком Лэйдлоу, известным по книгам Dad’s Nuke и The 37th Mandala[23].
[править]
Вступление
Каскадный резонанс, в который попадает Гордон Фримен.
Действие игры происходит в недрах горы Black Mesa [24], расположенной в американском штате Нью-Мексико.[25] Именно там по сюжету находится федеральный исследовательский центр, ставший местом проведения сверхсекретных исследований. Действующий персонаж игры — молодой талантливый научный сотрудник Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов. Обладая низким уровнем допуска, учёный не подозревает о том, какие опасности таит в себе предстоящая работа. Однажды утром Гордона направляют в тестовую камеру для проведения стандартного анализа кристалла. Последствия эксперимента, однако, оказываются катастрофическими.[26]
Лаборатория «Лямбда» из Чёрной Мезы проводила исследования в области телепортации. Они нашли способ открыть портал в мир Зен, где обнаружили не только живых существ, но и весьма странные кристаллы, представляющие научный интерес. Ученые посылали в Зен исследовательские отряды за этими кристаллами (позже, можно будет обнаружить их трупы в Зен, около которых лежит боевой арсенал), которые с боями отбивали их у местных обитателей. Именно поэтому сотрудники Чёрной Мезы, которые по штату должны носить защитный костюм H.E.V., проходят тренировки с оружием. Однажды в руки исследователей попал самый чистый и нестабильный кусок кристалла. Кристалл был передан в Лабораторию аномальных материалов, где работал Фримен, для дальнейших исследований. Но в процессе анализа возникли неполадки, приведшие к неправильной обработке кристалла, что вызвало его нестабильность (а именно — по пути следования к экспериментальному бункеру, можно увидеть, как вышел (взорвался) из строя один из суперкомпьютеров (напротив лифта, там, где стоят двое ученых). Но вышестоящее руководство решило не прерывать эксперимент. Позже, можно услышать, как один из ученых, стоящих рядом с этим суперкомпьютером говорил другому: "Мы же пытались их предупредить… почему они не послушали?! "). Кристалл, как часть чужого мира, стал «мостом» между двумя мирами.
В процессе проведения эксперимента, наше пространство и пространство чужого мира начали перекрещиваться между собой (это доказывается тем, что Фримена «швыряет» то к пришельцам, то обратно на Землю). Сразу после катастрофы через пробитый пространственный барьер в исследовательский центр попадают существа другой цивилизации из параллельного измерения, называемого «Зен (Xen)». Начинается паника. Фауна параллельного мира ведёт себя крайне враждебно по отношению к учёным из Чёрной Мезы, практически весь персонал истреблен. Резонанс кристалла спровоцировал сильный локальный толчок, который вызвал разрушения некоторых конструкций центра и вывел из строя технику и электронику лаборатории. Вышедший из-под контроля эксперимент пытаются остановить военные. Для локализации и устранения угрозы в Чёрную Мезу направляются военные подразделения, которые параллельно зачищают территорию комплекса и от пришельцев, и от выживших свидетелей. Гордон, оказавшись облаченным в защитный костюм, пытается спастись и выбраться из исследовательского комплекса.[27] Добравшись до комплекса «Лямбда» он хочет с помощью ученых попытаться разобраться в ситуации. Казалось бы, все должно было закончиться разрушением кристалла и пространственный разлом исчезнет, но нет: ученые из «Лямбды» утверждают, что что-то не дает разлому закрыться, он поддерживается каким-то сильным существом из Зен, и предлагают Фримену включить установку для телепортации и переместиться в Зен, где и найти этот источник, поддерживающий разлом, но предупреждают, что как только портал закроется — оттуда уже не вернуться.